Конкуренция

Барьеры входа на рынок необходимое условие для долгосрочной прибыльности: без них конкуренты разрушат прибыль. Но они не являются достаточным условием. Во многих отраслях конкуренты сделают все, что угодно, лишь бы переманить клиента, хотя в некоторых наблюдается такая форма конкурентной борьбы, как олигополия, когда конкуренты в действительности серьезно не атакуют друг друга. Разная степень конкуренции в отраслях (и, наоборот, степень прибыльности) не случайное явление. Она напрямую зависит от структурных характеристик бизнеса, во многом в той же мере, что и от высоты барьеров входа на рынок. Именно недостатки рынка те характеристики, которые не дают ему возможности быть в полной мере конкурентным, куда любой может войти и откуда любой может выйти, влияют на степень конкуренции тех компаний, которые уже работают на нем. Посмотрим, какие факторы влияют на эту конкуренцию.

1. Количество конкурентов

Мы уже рассмотрели, как соотношение между минимальным эффективным размером и общим объемом рынка определяет, сколько конкурентов может работать в отрасли. Разумеется, что бизнес с единичными конкурентами (в крайнем случае, одним или двумя) будет более прибыльным, чем с 20 при прочих равных условиях.

2. Издержки перехода

В некоторых видах бизнеса клиенты несут большие расходы, если решают поменять поставщиков. Так, большие вычислительные машины во многих случаях могут выполнять программы только под управлением операционных систем определенной торговой марки. Если пользователь Unisys захочет переключиться на IBM, он должен переписать программы. Это связано с непомерно высокими затратами, что позволяет нынешнему поставщику держать высокие цены (и получать хорошую прибыль), отчего конкуренты лишены возможности отвоевать себе эту прибыль. Конкуренты, конечно, находятся в симметричном положении: они не могут переманить клиентов, но и не могут позволить себе потерять их. В такой ситуации им нетрулно прийти к молчаливому согласию с сохранением высокой прибыли. IBM получает огромную прибыль от своих больших вычислительных машин и не зарабатывает почти ничего на персональных компьютерах. Такую огромную разницу можно объяснить тем, что в первом случае затраты на переключение необычайно высоки, а во втором почти полностью отсутствуют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *