Причины заключения сделки при плохих прогнозах

Существуют некоторые причины для совершения сделок вопреки тому, что тщательный анализ показывает несостоятельность идеи (или неприемлемость цены): после того как переговоры начались, компании открыли друг другу столько конфиденциальной информации, что идея возврата к конкурентному противостоянию становится трудной для осуществления. Во многих случаях начало серьезных дискуссий означает, что компании буквально обязаны закончить их соглашением, практически любой ценой.

И наконец, имеется ряд косвенных причин, которые побуждают менеджеров согласиться на чрезвычайно высокие цены. Часто такие решения должны приниматься очень быстро, потому что есть несколько покупателей. Приобретаемая компания может быть единственной компанией с нужными стратегическими характеристиками, и аргумент «если не купим мы, то купит наш главный конкурент» становится весомым. Все это приводит к снижению ее стоимости. Такие случаи, как с Coca-Cola, когда правление остановило согласованный между сторонами процесс покупки Galorade за 14 миллиардов долларов США по той простой причине, что цена была непомерной, большая редкость. Немногие независимые директора усомнятся в решении исполнительного директора, особенно если они подозревают (как и, произошло на самом деле), что их главный конкурент Pepsi может в итоге отхватить продаваемый объект. После этого им пришлось примириться с тем, что каждый день им на глаза попадались заметки в прессе типа «Pepsi опережает Coca-Cola по продаже спортивных энергетических напитков».

Зато в итоге, несмотря на явный перевес Pepsi по продажам в данном сегменте рынка, прибыли Pepsi снизились, тогда как Coca-Cola сохранила свою прибыльность.

Все эти причины привели к крайне тяжелой ситуации многие компании, укрупнившиеся на основе непомерно дорогих приобретений, а теперь обнаружившие, что не могут генерировать достаточные средства для выплаты процентов по ссудам, которые им пришлось взять для проведения этих операций поглощения. Если синергия не достигается на практике, а уплаченная цена превышает прибыль, которую может оправдать приобретаемая компания, то от прибыльности компании не останется и следа. Deutsche Telekom не в состоянии оплачивать проценты по ссуде, взятой на приобретение VoiceStream, или France Telecom за Orange, или Vivendi за ряд приобретений по чрезвычайно высокой цене. Если видение, стоящее за этими слияниями, на самом деле оказывается иллюзией, то есть не основывается на стратегической логике, то вред, нанесенный компании, может оказаться значительным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *